Как известно, видоизменения и усовершенствования орнамента совершались в тесной связи с развитием искусства различных народов или, вернее, в тесной связи с развитием художественного вкуса. Так, египтяне, ассирийцы и другие древние народы украшали свои здания, а в торжественных случаях и триумфальные ворота, натуральными растениями; только в позднейшее время стали производить эти украшения при помощи живописи - полихромии. В зависимости от природы Египта, религии его обитателей, их нравов и всей культуры искусство этой страны отличалось обособленностью, беспримерною устойчивостью и в течение своего многовекового существования, за исключением самой последней эпохи, совершенствовалось, не только не отражая на себе чужеземных влияний, а, наоборот, передавая многое искусству других народов. Главными отличительными чертами египетского искусства следует признать: в архитектуре - стремление к колоссальности и прочности, с соблюдением, однако, соразмерности между отдельными частями сооружений и гармоничности всех форм и линий, чем достигалось своеобразное величие; в ваянии и живописи - старание не столько передавать с точностью формы и явления видимого мира, сколько пользоваться ими как языком для выражения религиозных представлений или для повествования об исторических событиях и фактах обыденной жизни. Художественная деятельность египтян была обращена главным образом на архитектуру, рядом с которой скульптура и живопись играли лишь подчиненную ей роль. Египетское искусство может быть разделено на четыре периода: 1) мемфисский (5004-3064 до Р. X.), 2) фиванский (3064-1110 до Р. X.), 3) саисский (1110-332 до Р. X.) и 4) греко-египетский (332-30 до Р. X.). Вообще искусство азиатских народов развивалось самостоятельно или заимствовалось от египетского. Ассирийское, например, имело большое сходство с египетским. Персидское представляет смесь ассирийских, египетских и индийских форм. Финикияне и евреи, как видно, не развивали собственного стиля, занимаясь преимущественно торговлею и развивая лишь художественную промышленность; они довольствовались египетскими и ассирийскими формами. Восточноазиатские народы со своим искусством появляются в истории его гораздо позднее. Индия служит центром, откуда другие народы Восточной Азии заимствуют основные формы для своих произведений. Однако китайцы не удовольствовались результатами, достигнутыми индийским строительным искусством, которое перешло к ним вместе с буддизмом. Свое преимущественное внимание они обратили на колоссальные полезные постройки в виде каналов, мостов, стен. Их храмы построены из дерева с фантастическими крышами, наружные края которых заканчиваются всякими разными вычурными украшениями, среди них фигуры драконов являются главным мотивом. В художественной промышленности, особенно в вещах из бронзы, эмали, в фарфоровом производстве (башня в Нанкине) они достигли также удивительной изобретательности и законченности. Японцы в строительном искусстве превзошли в некотором отношении китайцев; они хотя имеют с ними и одинаковые основные формы, но применяют их более целесообразно и с большим вкусом. И в художественной промышленности, в особенности в живописи фарфоровой, эмалевой и лаковой, они обнаруживают выдающиеся находчивость и способности, заключающиеся в смелом и изумительно правильном рисунке натуральных форм.
|