Древние греки, согласуясь с потребностями и задачами своего времени, употребляли орнамент, заимствованный из растительного царства, но в живописном или рельефном виде. Известный специалист по орнаментике и стилям А. И. Сомов отзывается об искусстве классической Эллады в следующих словах: «Получив элементы орнамента из Азии, искусство развило их блестящим образом и создало в высшей степени изящный, оригинальный стиль орнаментики, отличающийся строгой систематичностью, - стиль, в котором каждый орнамент подчиняется украшенному предмету, соразмеряется с ним, соответствует его характеру, отличается в одном случае простотою, в другом - сложностью». По переселении дорийцев на Пелопоннес, в 1100 году до Р. X.1, и по вытеснении ионийцев в Малую Азию, где они развили свою собственную культурную жизнь, начинается та эпоха, когда художественная деятельность обоих племен по разработке эллинского искусства достигает своего высшего развития. В 600 году до Р. X. дорийцы на юге Пелопоннеса создали свой собственный стиль, который от их имени и получил название дорического. Сравнительно с ним, по своим свободно расчлененным и грациозным формам, ионический стиль представляет собою уже значительно более легкую и стройную строительную систему. Правда, и тот и другой стили, вообще греческая орнаментика образовались прежде всего из египетских и ассирийских мотивов; но эллины переработали их в духе своего времени, притом так артистически, что они кажутся вполне самостоятельными элементами и невольно поражают зрителя своею законченностью и красотою форм. В них орнаментные украшения строго подчиняются архитектуре и техническим функциям отдельных строительных частей. Их основные формы представляют плетения, каймы, состоящие из пальметт (лотоса) и чашечек цветка, соединенных ветками, и акантового листа. В развитии эллинского искусства мы различаем три периода: первый - 776-500 годы до Р. X., «время строгого стиля», - представляет процветание дорического стиля; второй - 500 - 338 годы - «время процветания», и третий - 338-146 годы - «время вторичного расцвета и падения». Как известно, греческий орнамент перешел к этрускам и римлянам.
|