Во времена чисто придворных художественных форм стиля рококо, существование которого было весьма непродолжительно, вышедшие из народа художники направляли все свои стремления к простоте и правдивости художественных форм, поставив при этом своею целью создание нового классицизма, который развивался одновременно со стилем рококо и постепенно завоевал себе обширный круг почитателей. Такому положению вещей сильно содействовали мировые события, которым посвящал тогда ученый мир свое особенное внимание. Раскопки Помпеи и Геркуланума дали блестящие результаты; эллинская и римская антика снова получила признание как неувядаемый образец чисто художественной формы, и убеждение, что ее следует предпочитать всем другим художественным формам, сделалось общим достоянием всех ученых того времени. Под влиянием всего этого, с половины XVIII столетия, во французской архитектуре и декоративном искусстве стало уже замечаться сильное отклонение от форм рококо, которое вместе с угасанием придворного блеска в 1760 году неминуемо пошло к упадку и было окончательно побеждено. Такой быстрый переворот как нельзя более свидетельствует о всеобщем пресыщении и сонливости, которые обязательно последовали за необычайным подъемом во времена господства рококо. Но и новый классицизм не был подготовлен свежим интеллектуальным движением, а выразил собою только переворот в существовавших до него принципах, вследствие чего он и не пошел далее одностороннего подражания антике. Опять настало такое время, когда понятие о красоте ограничилось соображениями, так сказать, чисто физического закона и правил. Фасады получают снова прямолинейные карнизы, без выпусков по углам окон и дверей; свободно стоящие колонны или половинки их поддерживают балки; строго дорическая колонна с неканнелированным стержнем и с триглифным карнизом имеет большое применение. Все наружные украшения сокращаются до минимума. Ниши и большие волюты на церковных фасадах почти совсем исчезают. В орнаменте характеристическими мотивами являются венки из цветов, грубые подушки из лавров, легкие драпировки, размещаемые дугообразно между розеттами. Лист аканта получает своеобразный вырез, напоминающий своими ложкообразными лиственными формами римско-коринфскую капитель. Пальмовое опахало и натуралистически обработанные цветы, в особенности тонколистый лавр, розы, плющ и виноградная зелень, появляются в соединении с античным гротеском в филенках, бронзовых приборах и т. п. как более излюбленные формы украшения. Только в 1775 году наступил поворот к улучшению; новые стильные формы проясняются; вместо всего прежнего, сообразно с законами применения антики, появляется свободная художественная мысль, очистившая грубые, непонятные формы и облагородившая их изяществом и грациозностью. Этот тонкий и изящный стиль Людовика XVI достиг своеобразного и отчасти очень грациозного декоративного применения. Но едва успел он созреть, как наступила революция, когда вся изысканность и утонченность придворного обихода пошли насмарку, когда прекратил свое существование и «стиль Людовика XVI».
|