|
|
|
Стиль империи (ампир) |
После гибели несчастного короля Людовика XVI на эшафоте для Франции наступило время ужаснейших политических переворотов, среди которых не могло быть и речи о спокойном развитии искусства. По низвержении грозной системы правления и присвоения себе Наполеоном королевской власти настало время для пересоздания правительства и общества по образцу когда-то существовавшей Римской республики и для основания государства, по величине и могуществу сходного с римским. В эту эпоху искусства снова выдвинулись на один из первых планов. В подражание римской антике, римским триумфальным аркам, победным колоннам и т. п. новый цезарь воздвиг величественные сооружения. В небольших же постройках, производимых в стиле Людовика XVI, в скором времени обнаружилось большее стремление к чисто классическим формам, чем в стиле империи. Однако это стремление уже более не свидетельствует о глубоком понимании антики, а скорее о впадении в фальшивый классицизм, выразившийся в несвязном и чисто наружном перенесении элементов античных форм в архитектуру и во внутреннюю отделку. Появившиеся в живописи и пластике победные трофеи, орлы, венки из лавров и т. п. напоминают наполеоновские победы, а пирамиды, капители с цветами лотоса и сфинксы - на поход императора Франции в землю фараонов. Вообще, в стиле Людовика XVI заметно большее сближение с римской антикой. Недостаток его в индивидуальной художественной фантазии производит сухость и холодность, усиленные еще боязнью красочности, старанием избегнуть теплого колорита. Почти повсюду преобладает белый цвет с обильной позолотой. Особенно же орнамент стиля империи отличается от стиля Людовика XVI тем, что рядом с появляющимися на первом плане натурализованными и стилизованными венками из лавров, бантами, драпировками применяются античные пальметты, образованные из тщедушных листьев аканта, далее, появляются розаны, перекрещивающиеся факелы, головы баранов, вазы с меандрообразными ручками и египетские сфинксы. Жидкая листва, прозрачные и убогие гирлянды резко отличают натурализм стиля империи от стиля Людовика XVI. Время развития этого стиля и влияния его на искусство других стран оказалось непродолжительно, ибо он пережил немногим более владычество самой французской империи (1804-1815). Возродившийся новый классицизм и романтизм XIX столетия положили конец существованию этого трезвого художественного направления. |
« Пред. | След. » |
---|