Коринфский ордер Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками (каннелюрами), и пышной капителью, состоящей из рядов листьев аканфа и небольших волют. Идея такой колонны возникла, когда один архитектор на кладбище случайно увидел корзину плодов, увитую проросшими листьями аканфа. |
Скульптура (от лат. sculpo -высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). |
Молдинг - декоративный элемент для украшения интерьера. Используется для разделения плоскости стен и потолка на зоны (создание рамок различной конфигурации в сочетании с угловыми элементами и круглыми бордюрами). Также используется для закрытия стыков между цветовыми переходами и различными материалами. |
Направление стиля XIX столетия |
В начале XIX столетия, в особенности после падения французской империи, искусство представляло собой не особенно привлекательную картину. Во Франции революция основательно вытеснила не только могущество двора, но и самое придворное искусство, не дав ничего взамен его. В Германии наполеоновские войны и их последствия настолько обессилили народ, что о процветании искусства не могло быть и речи; потому оно впало в беспощадный вандализм, притупивший в народе всякое эстетическое чувство. Только Италия, не покинувшая еще путей античного, осталась верна своему национальному искусству: она превратилась в своего рода центр, куда, как и прежде, северные художники предпринимали паломничество за поисками новых образцов для оживления глубоко упавшего искусства своей родины. Но чувство и сознание стиля у большинства почти совершенно исчезли; поэтому потребовалось довольно продолжительное время, чтобы это большинство опять познало необходимость в стиле, и требование оживления искусства сделалось всеобщим. Англия, своим классицизмом достигшая уже в исходе XVIII столетия удачных результатов, подала прекрасный пример, имевший благотворное влияние на континент. Составился относительно небольшой кружок известных людей; сознавая, что с антикой под руками может быть найдена настоящая тропинка к возрождению нового, соответствующего времени, направления искусства, они создали новоклассицизм, в котором эллинские художественные формы были применены к сооружениям современного строительного искусства, с утонченным понятием и с действительно артистическим воодушевлением. Но у новоклассицизма явились противники, которые, находя во вновь пробудившемся религиозном духе спасение, выставляли высшим идеалом возрождение христианских средневековых стилей; в этом направлении ими созданы были значительные памятники в Германии (Ф. Гертнер в Мюнхене), Австрии (Фр. Шмидт в Вене и др.), Франции (Виолле-ле-Дюк) и Англии (Ч. Бэрри и др.). Таким образом, до второй половины XIX столетия существовали в строительном искусстве совместно классическое и романтическое направления стиля, не достигнув, однако, продолжительного перевеса и не проникнув в глубину народной жизни. Только со второй половины XIX столетия как в строительном искусстве, так и в художественной промышленности, начинается постепенное развитие нового стиля. В тесной связи с борьбою народа за политическую свободу проявляется участие его в художественных стремлениях, и возникновение жизненных запросов у народа пробуждает в нем живой и сильный интерес к искусству. Основание богато обставленных музеев и хорошо организованных художественно-промышленных школ как нельзя более подтверждает такое положение. При возрастающем благосостоянии народа проявилась любовь его к художественной обстановке жизни. Это прежде всего побудило заняться предварительным изучением архитектуры прежних времен, в надежде, при помощи его, найти затерянный путь к возрождению общей, национально-художественной формы. Но ввиду того, что художественный вкус передавался не традиционно, как прежде, а язык художественных форм не проводился почти законодательным порядком в определенном направлении, в строительном искусстве в особенности, развилась стилистическая многосторонность, если не называть этого половинчатостью и разделенностью, до тех пор не имевшая места в истории искусства. Для удовлетворения каждого отдельного требования вызывались к жизни снова исторические стили. Однако это оживление, при болезненной поспешности к нововведениям и меняющемся, как мода, вкусе, принесло совсем непривлекательные плоды, понятие о которых свободно могут дать улицы современных городов, покрытые постройками самых разнообразных стилей. Только в два последних десятилетия выработалось правильное суждение о значении исторических стилей и пришли к заключению о необходимости воспринимать их всегда в их культурной связи. Вследствие этого, почти в исходе XIX столетия, ввелся «второй Ренессанс», который должен был представлять собой в новой художественной обработке, соответствующей нашим настоящим взглядам, не только классические, но и средневековые стили. Однако неоспоримого владычества этот второй Ренессанс не достиг. Рядом с выдающимися творениями в духе древних, главным образом вследствие соприкосновения с английскими, американскими и японскими художественными произведениями на выставке в Чикаго в 1893 году, появилось особенно энергичное стремление к самостоятельному способу выражения художественных форм. Это стремление поддерживаемо было своеобразным запросом на архитектурные сооружения (железнодорожные станционные галереи, громадные банковые учреждения и т. п.), не имевшие никакого отношения к храмам и дворцам прошлого. Естественно, такие новые задачи должны были привести к новым художественным попыткам в воспроизведении форм и распределении пространства, хотя, строго разбирая данный период, они не служили главной причиной к возрождению нововременных художественных форм, но скорее явились толчком извне, побудительным мотивом к новым требованиям искусства. Корни их лежат глубже, их следует искать в перевороте всей духовной жизни, происшедшем в век локомотивов, машин, пара и электричества и выразившемся, при переходе в XX столетие, в энергичном позыве к собственным формам. |
« Пред. | След. » |
---|