В VI столетии по Р. X. Магомет соединил номадские племена Аравии в могущественную народную массу, которая с изумительною быстротою распространила свою религию на Востоке и в конце концов представила собою государство, значительно обширнее государства Александра Великого. В это-то время там возник новый художественный стиль ислама, имевший некоторое влияние на западную христианскую архитектуру. Украшения его представлялись в совсем плоском рельефе или же в живописном виде, а композиция их дала возможность арабам проявить всю свою неисчерпаемую фантазию. Исключая чисто геометрические плоские узоры, мотивами для орнамента служили им папоротниковые растения, шишки пинии, гранаты и вьющиеся растения, которые изображались в строго стилизованном виде. В различных странах, Аравии, Палестине, Сирии, этот стиль носил и разнообразный отличительный характер. В Персии, начиная уже с VIII столетия, стала развиваться усиленная и своеобразная строительная деятельность, достигшая в XVI столетии своего высшего развития. К Испании, где под владычеством арабов, в XIII-XIV веках, культура сделала большие завоевания, под влиянием романского направления и столкновения с западным рыцарством на сцену выступило мавританское искусство. Своеобразное развитие получило оно в Индии, в XIII-XIV веках. Но завоевание турками Константинополя в 1453 году и основание магометанского государства Турции наложили совершенно иную печать на мавританское искусство.
|