|
|
|
Современный стиль (модерн) |
Быстрые успехи в области культуры и резкие изменения во мнениях, взглядах и вкусах плюс задачи новомодного строительного, искусства и обладание богатыми техническими средствами привели к пересмотру и возрождению художественных форм, которые разрабатывались до тех пор, пока не была достигнута желательная цель и не найдено соответствующее новому духу времени художественное выражение. В прежнее время изменения стилей представляли собой общий, непрерывный переход от старого к новому, теперь же происходят затребованные вышеуказанными обстоятельствами нововведения, преимущественно в архитектуре и художественной промышленности, при постоянной, жестокой борьбе молодой школы художников с неодинаковыми и сильно противоречивыми взглядами. С одной стороны, является запрос на совершенно новые, не бывшие до сих пор, образы, с другой же, требуют крепко держаться художественного наследства старины, которая одна только в состоянии дать правдивое и точное основание для содержательного и плодотворного преобразования форм. Беспощадное выбрасывание за борт преданий прошлого и отречение от духовных приобретений старины произвели у ярых последователей «новейшего» модного стиля некоторое революционное уничтожение и своеволие, которые должны казаться непоследовательными, так как они пользовались египетскими и древнеассирийскими формами, совершенно чуждыми настоящему нашему пониманию и чувству. Более выгодную позицию занимали те, которые свои руководящие мотивы искали в преданиях своего отечества и типы последних, при соответствующей умственной обработке, применяли к своим художественным замыслам. Другое, преимущественно из Вены исходящее направление опирается в своем декоративном образе выражения на стильные формы Людовика XVI и империи, которые от свободной обработки античных элементов и добавления новомодного соединения железа и камня получили своеобразный, совершенно новый отпечаток. В Южной Германии оказало большое влияние стильное направление, инициатором которого явилась колония художников в Дармштадте; она, в полном сознании своей самостоятельности и зрелости, оставляет без внимания все прошлое и предписывает создание новых стильных форм в силу непосредственного увлечения всем целесообразным и полезным. Все художество настоящих дней представляет сплошную пестроту; но оно не завершилось, мы слишком близко стоим еще к его развитию, чтобы получить общий, цельный обзор его. Желательных стильных форм еще не добыто. Новые формы нам кажутся очень часто недостаточно гибкими, с архаическою сухостью. Наивысшим же требованием при образовании новых форм следует считать приближение всех изображений к форме «идеальной полезности», которой и придать затем соответствующее материалу и исполнению украшение, способное возвести ее на ступень изящного. В образовании орнамента современное, новейшее искусство не достигло еще общего, одинакового для всех единодушия. Потому в нем встречаются самые разнообразные направления. Одно, опираясь на древнее, создает совершенно новые формы, выражающие дух времени и личность автора и дающие полезную основу для дальнейшего плодотворного развития. Другое направление находит орнамент излишним и заменяет его конструктивными и декоративными линиями, или же оно разрабатывает его как пластический, пригодный к обработке материал, образуя в соединениях и оконечностях хрящеобразные изображения, напоминающие собою строение костей. Дальнейшее направление главную основу декоративности усматривает в игре линий, образующихся при сплетении и удвоении, и в красочной обработке светлых и темных площадей. Применяемый растительный материал упрощается настолько, что трудно определить в нем породу растения, и производит приятное ритмическое украшение между линиями и светлыми и темными пятнами. Там, где орнамент появляется самостоятельною формою или украшением, преобладают свободные натуралистические мотивы, которые отчасти строго стилизованы, отчасти переданы с резким выделением характерных особенностей. Этот новейший растительный орнамент имеет преимущество перед Ренессансом в том, что он обладает бросающейся в глаза ясностью и простотою. Строго рассуждая, речь о «новейшем стиле» может быть лишь в архитектуре и художественной промышленности; но и здесь только в условном смысле. Во всяком случае, пройдет еще много времени, пока он достигнет такой ясности, простоты и самостоятельности, какие заметны в произведениях прошлых культурных эпох, в особенности в средневековых сооружениях. Новейшее искусство имеет, несомненно, зародыши настоящего и способного к развитию стиля. Оно дало юному художественному миру полную жизнь и с великими надеждами вступило в XX столетие. |
« Пред. | След. » |
---|