Skip to content
Карта сайта Широкий экран Авто настройка размера экрана Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Размер шрифта по умолчанию
Дорический ордер колонныДорический ордер  Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из двух каменных плит - эхина и абака. Нижняя плита круглая, а верхняя квадратная. Дорическая колонна тяжеловесна, чуть ниже середины - утолщена. Устремленность колонны вверх подчеркивают вертикальные желобки.
 

Купола и кессоныКупола и кессоны используются для декорирования потолка, однако играют не только декоративную, но и конструктивную роль, так как придают потолку приятное ощущение объема и глубины. Также могут применяться для улучшения акустических характеристик помещения.

 

КарнизыКарниз (нем. Karnies), в архитектуре - горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды. Встречается промежуточный карниз, разделяющий этажи. Карниз - также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах.

 
Главная arrow Статьи arrow Направление стиля XIX столетия
Направление стиля XIX столетия

В начале XIX столетия, в особенности пос­ле падения французской империи, искусство представляло собой не особенно привлека­тельную картину. Во Франции революция основательно вытеснила не только могуще­ство двора, но и самое придворное искусст­во, не дав ничего взамен его. В Германии на­полеоновские войны и их последствия на­столько обессилили народ, что о процветании искусства не могло быть и речи; потому оно впало в беспощадный вандализм, притупив­ший в народе всякое эстетическое чувство. Только Италия, не покинувшая еще путей античного, осталась верна своему националь­ному искусству: она превратилась в своего рода центр, куда, как и прежде, северные ху­дожники предпринимали паломничество за поисками новых образцов для оживления глубоко упавшего искусства своей родины. Но чувство и сознание стиля у большинства почти совершенно исчезли; поэтому потре­бовалось довольно продолжительное время, чтобы это большинство опять познало необходимость в стиле, и требование оживления искусства сделалось всеобщим. Англия, своим классицизмом достигшая уже в исходе XVIII столетия удачных результатов, подала прекрасный пример, имевший благотворное влияние на континент. Составился относи­тельно небольшой кружок известных людей; сознавая, что с антикой под руками может быть найдена настоящая тропинка к возрож­дению нового, соответствующего времени, направления искусства, они создали новоклассицизм, в котором эллинские художественные формы были применены к сооружениям со­временного строительного искусства, с утон­ченным понятием и с действительно артис­тическим воодушевлением. Но у новоклассицизма явились противники, которые, находя во вновь пробудившемся религиозном духе спасение, выставляли высшим идеалом воз­рождение христианских средневековых сти­лей; в этом направлении ими созданы были значительные памятники в Германии (Ф. Гертнер в Мюнхене), Австрии (Фр. Шмидт в Вене и др.), Франции (Виолле-ле-Дюк) и Англии (Ч. Бэрри и др.). Таким образом, до второй по­ловины XIX столетия существовали в строи­тельном искусстве совместно классическое и романтическое направления стиля, не дос­тигнув, однако, продолжительного перевеса и не проникнув в глубину народной жизни.

Только со второй половины XIX столетия как в строительном искусстве, так и в художественной промышленности, начинается постепенное развитие нового стиля. В тес­ной связи с борьбою народа за политичес­кую свободу проявляется участие его в худо­жественных стремлениях, и возникновение жизненных запросов у народа пробуждает в нем живой и сильный интерес к искусству. Основание богато обставленных музеев и хо­рошо организованных художественно-про­мышленных школ как нельзя более подтвер­ждает такое положение. При возрастающем благосостоянии народа проявилась любовь его к художественной обстановке жизни. Это прежде всего побудило заняться предваритель­ным изучением архитектуры прежних времен, в надежде, при помощи его, найти затерян­ный путь к возрождению общей, националь­но-художественной формы. Но ввиду того, что художественный вкус передавался не тради­ционно, как прежде, а язык художественных форм не проводился почти законодательным порядком в определенном направлении, в строительном искусстве в особенности, раз­вилась стилистическая многосторонность, если не называть этого половинчатостью и разделенностью, до тех пор не имевшая мес­та в истории искусства. Для удовлетворения каждого отдельного требования вызывались к жизни снова исторические стили. Однако это оживление, при болезненной поспешно­сти к нововведениям и меняющемся, как мода, вкусе, принесло совсем непривлека­тельные плоды, понятие о которых свободно могут дать улицы современных городов, по­крытые постройками самых разнообразных стилей. Только в два последних десятилетия выработалось правильное суждение о значе­нии исторических стилей и пришли к заклю­чению о необходимости воспринимать их всегда в их культурной связи. Вследствие это­го, почти в исходе XIX столетия, ввелся «вто­рой Ренессанс», который должен был пред­ставлять собой в новой художественной об­работке, соответствующей нашим настоящим взглядам, не только классические, но и сред­невековые стили. Однако неоспоримого вла­дычества этот второй Ренессанс не достиг.

Рядом с выдающимися творениями в духе древних, главным образом вследствие сопри­косновения с английскими, американскими и японскими художественными произведе­ниями на выставке в Чикаго в 1893 году, по­явилось особенно энергичное стремление к самостоятельному способу выражения худо­жественных форм. Это стремление поддер­живаемо было своеобразным запросом на архитектурные сооружения (железнодорож­ные станционные галереи, громадные банко­вые учреждения и т. п.), не имевшие никако­го отношения к храмам и дворцам прошлого.

Естественно, такие новые задачи должны были привести к новым художественным по­пыткам в воспроизведении форм и распреде­лении пространства, хотя, строго разбирая данный период, они не служили главной при­чиной к возрождению нововременных худо­жественных форм, но скорее явились толч­ком извне, побудительным мотивом к новым требованиям искусства. Корни их лежат глуб­же, их следует искать в перевороте всей духов­ной жизни, происшедшем в век локомотивов, машин, пара и электричества и выразившем­ся, при переходе в XX столетие, в энергичном позыве к собственным формам.

 
« Пред.   След. »